Уважаемые посетители сайта, родители и заинтересованные!
На этой странице вы найдёте полезные советы от нашего учителя-дефектолога по речевому развитию детей дошкольного возраста. Надеемся, что наш материал будет вам полезен!
Уважаемые посетители сайта, родители и заинтересованные!
На этой странице вы найдёте полезные советы от нашего учителя-дефектолога по речевому развитию детей дошкольного возраста. Надеемся, что наш материал будет вам полезен!
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие звуки, звуки «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционно-педагогическая работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной.
Каким образом, и в какие сроки происходит развитие слухового внимания и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста?
В 2 – 4 месяца происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему человеку. В 5 месяцев дети начинают распознавать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки и т.д. К 6 месяцам ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.
К двум годам у ребенка возрастает способность к подражанию речи взрослого, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова. Ребенок к концу второго года жизни слышит в чужой речи все фонемы родного языка, начинает замечать чужие ошибки при произношении слов, но в собственной речи он ошибок еще не замечает.
В три года у ребенка уже хорошо развито фонематическое восприятие: ребенок почти не смешивает слова, близкие по звучанию, и пытается сохранить слоговую структуру слова. К концу третьего года важным достижением в развитии фонематического восприятия должно стать осознание собственного ошибочного произнесения звуков.
Четырехлетка отмечает ошибки в произношении других детей, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, то есть у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.
В пять лет ребенок узнает звук в потоке речи, может подобрать слово на заданный звук, различает повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
Ребенок шести лет выделяет слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцирует близкие по звучанию фонемы.
Работа по развитию слухового внимания и формированию фонематического слуха дошкольника строится поэтапно:
1 этап – узнавание неречевых звуков,
2 этап – различение высоты, тембра, силы голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз,
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу,
4 этап – дифференциация слогов,
5 этап – дифференциация фонем,
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Для самых маленьких для развития слухового внимания можно предложить следующие игры:
«Отгадай, что звучит» - за ширмой спрятаны различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т.д. Взрослый за ширмой звенит бубном и др. и предлагает отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
«Кто внимательный» - взрослый и ребенок сидят на расстоянии 2-3 м друг от друга. Рядом с ребенком разложены игрушки. Взрослый говорит, что сейчас будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкцию: «Возьми мишку и посади в машину». И т.д. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их четко и тихо.
«Угадай, кто кричит» - взрослый показывает картинки или игрушки животных, обыгрывает их, подражая их крику. Затем он просит послушать и угадать, кто придет к ним в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подает голос, подражая одному из животных. Ребенок угадывает, кто это.
«Где позвонили» - ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик.
«Иди – беги» - взрослый стучит в бубен, или другой шумовой предмет, тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий – шагом, под очень громкий – бежит. Менять темп звучания рекомендуется 3-4 раза.
С детьми 4-6 лет игры могут быть уже более сложными. Предлагаем вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.
«Кто больше»
Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается фишка. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.
«Придумай больше»
Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч друг другу.
«Красный – белый»
Для игры нужно приготовить два кружка (красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет – белый.
«Звенит» - «жужжит»
Взрослый называет слова со звуками «З» и «Ж», и предлагает ребенку определить, «звенит» оно (слово), или «жужжит».
«Кто внимательнее»
Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
«Поймай рыбку»
Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть «Ж», «Д», «К» и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» звук «С» слышится в начале слова, в слове «весы» - в середине, а в слове «лес» - в конце.
«Цепочки слов»
Эта игра - аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Можно проводить такую игру, подобрав соответствующие предметные картинки.
«Отстукивание слогов»
Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем громко и отчетливо называет слово. Ребенок отхлопывает в ладоши слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.
Поиграйте с ребенком в эти игры, или игры, которые вы придумали сами. Пригласите играть вместе с вами соседских детей, родственников. Гарантируем, вы хорошо и весело проведете время. Желаем приятного общения!
Уважаемые родители! Более подробно о формировании слухового внимания и фонематического слуха у детей дошкольного возраста вы сможете прочитать в следующих изданиях:
Ваш малыш не говорит…
Психологами и лингвистами давно доказано, что именно в первые три года жизни ребенка темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Поэтому так необходимо создать условия для максимального развития речи именно в этот период. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста, кроются в условиях их жизни на этом раннем этапе.
УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ, ПОМНИТЕ:
Вы в растерянности. Задача настолько серьезна, что для ее решения необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического.
Что же делать родителям?
Не упускайте время, воспользуйтесь простейшими советами специалистов:
Через какое-то время ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки всемерно поощряются, в то же время взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему. Вы должны помнить, что ребенок не сможет сразу улучшить качество речи самостоятельно.
На первых порах не следует принуждать его повторить слово точно, поскольку он еще к этому не готов. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция малыша.
Необходимым условием успешной работы является использование в созданных ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребенком в ходе предварительной работы.
Следите, чтобы игра и общение с Вами доставляли ребенку удовольствие!
Артикуляционная гимнастика – это важно!
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.