Советы учителя-дефектолога

Уважаемые посетители сайта, родители и заинтересованные!

На этой странице вы найдёте полезные советы от нашего учителя-дефектолога по речевому развитию детей дошкольного возраста. Надеемся, что наш материал будет вам полезен!

 

 

Как развивать слуховое внимание и фонематический слух дошкольника

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие звуки, звуки «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционно-педагогическая работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной.

Каким образом,   и в какие сроки происходит развитие слухового внимания и  фонематического восприятия  у детей дошкольного возраста?

В 2 – 4 месяца происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему человеку. В 5 месяцев дети начинают распознавать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки и т.д.  К 6 месяцам ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.

К двум годам у ребенка возрастает способность к подражанию речи взрослого, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова. Ребенок к концу второго года жизни слышит в чужой речи все фонемы родного языка, начинает замечать чужие ошибки при произношении слов, но в собственной речи он ошибок еще не замечает.

В три года  у ребенка уже хорошо развито фонематическое восприятие: ребенок почти не смешивает слова, близкие по звучанию, и пытается сохранить слоговую структуру слова. К концу третьего года важным достижением в развитии фонематического восприятия должно стать осознание собственного ошибочного произнесения звуков.

Четырехлетка отмечает ошибки в произношении других детей, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, то есть у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.

В пять лет ребенок узнает звук в потоке речи, может подобрать слово на заданный звук, различает повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

Ребенок шести лет  выделяет слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцирует близкие по звучанию фонемы.

Работа по развитию слухового внимания и формированию фонематического слуха дошкольника строится поэтапно:

1  этап – узнавание неречевых звуков,

2 этап – различение высоты, тембра, силы голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз,

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу,

4 этап – дифференциация слогов,

5 этап – дифференциация фонем,

6 этап -  развитие навыков элементарного звукового анализа.

Для самых маленьких для развития слухового внимания можно предложить  следующие игры:

«Отгадай, что звучит»  - за ширмой спрятаны различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка  и т.д. Взрослый за ширмой звенит бубном и др. и предлагает       отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и  контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

 «Кто внимательный» - взрослый  и ребенок сидят на расстоянии 2-3 м друг от друга. Рядом с  ребенком разложены игрушки. Взрослый говорит, что сейчас будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкцию: «Возьми мишку и посади в машину». И т.д. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их четко и тихо.

«Угадай, кто кричит» - взрослый показывает  картинки или игрушки животных, обыгрывает их, подражая их крику. Затем он просит  послушать и угадать, кто придет к ним в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подает голос, подражая одному из животных. Ребенок угадывает, кто это.

«Где позвонили» - ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает  в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок  должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик.

«Иди – беги» - взрослый стучит в бубен, или другой шумовой предмет, тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок  выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий – шагом, под очень громкий – бежит. Менять темп звучания рекомендуется 3-4 раза.

С детьми 4-6 лет игры могут быть уже более сложными. Предлагаем вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.

«Кто больше»

Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается фишка. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

«Придумай больше»

Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч друг другу.

«Красный – белый»

Для игры нужно приготовить два кружка (красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет – белый.

«Звенит» - «жужжит»

Взрослый называет слова со звуками «З» и «Ж», и  предлагает ребенку определить, «звенит» оно (слово),   или «жужжит».

 «Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

 «Поймай рыбку»

Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть «Ж», «Д», «К» и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» звук «С» слышится в начале слова, в слове «весы» - в середине, а в слове «лес» - в конце.

«Цепочки слов»

Эта игра -  аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Можно проводить такую игру, подобрав соответствующие  предметные картинки.

«Отстукивание слогов»

Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем  громко и отчетливо называет слово. Ребенок отхлопывает в ладоши слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.

                          

Поиграйте с ребенком в эти игры, или игры, которые вы придумали сами. Пригласите играть вместе с вами соседских детей, родственников. Гарантируем, вы хорошо и весело проведете время. Желаем приятного общения!

 

Уважаемые родители! Более подробно о формировании слухового внимания и фонематического слуха у детей дошкольного возраста  вы сможете прочитать в следующих изданиях:

  1. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
  2. Алтухова, Н.Г. Звуковая мозаика. Как эффективно подготовить ребёнка к школе. – С.- П., 1998.
  3. Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 4-6 лет. – М.: «Баласс», 2002.
  4. Кислякова, Ю.Н. Звуки различаем – слова составляем: пособие для детей дошкольного возраста. – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 16 с.
  5. Кислякова, Ю.Н. Звуки, слова, рифмы: пособие для детей дошкольного возраста – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 16 с.
свернуть

Поможем малышу заговорить.

 Ваш малыш не говорит…

    Психологами и лингвистами давно доказано, что именно в первые три года жизни ребенка темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Поэтому так необходимо создать условия для максимального развития речи именно в этот период. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста, кроются в условиях их жизни на этом раннем этапе.

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ, ПОМНИТЕ:

  • Нельзя использовать прямые инструкции: «СКАЖИ!», «ПОВТОРИ!»
  • Ребенок не должен догадываться, что вы с ним занимаетесь развитием речи.
  • Вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий.
  • Не бойтесь перехвалить ребенка.
  • Необходимо пройти медицинское обследование, обратиться к логопеду, психологу, если ваш ребенок не говорит.
  • Не упускайте время, чем раньше будет проводиться коррекционная работа, тем быстрее будет достигнут результат.

   Вы в растерянности. Задача настолько серьезна, что для ее решения необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического.

             Что же делать родителям?       

Не упускайте время, воспользуйтесь простейшими советами специалистов:

  • Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями.
  • Во время проведения режимных моментов, в частности, одевания на прогулку, многократно проговаривайте названия предметов одежды, разворачивая перед ребенком диалог, где сами и спрашиваете, и отвечаете. Аналогично вы можете организовать и кормление ребенка, обсудив при этом блюдо, которое ребенок ест, посуду, из которой принимает пищу.
  • Постепенно ребенка косвенно поощряйте к вступлению в диалог – после вопросов делайте все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.)
  • Старайтесь добиваться того, чтобы ребенок одновременно слушал ваши слова и всматривался в артикуляцию губ.

   Через какое-то время ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки всемерно поощряются, в то же время взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему. Вы должны помнить, что ребенок не сможет сразу улучшить качество речи самостоятельно.

    На первых порах  не следует принуждать его повторить слово точно, поскольку он еще к этому не готов. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция малыша.

   Необходимым условием успешной работы является использование в созданных ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребенком в ходе предварительной работы.

  • Следующий вид коммуникативной ситуации – общение в ходе выполнения поручения.

Следите, чтобы игра и общение с Вами доставляли ребенку удовольствие!

свернуть

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это важно!

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

  Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. 
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. 

свернуть