Советы музыкального руководителя

Упражнения на интонацию

Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Работу над интонированием следует начинать с понятия высоты звука Можно использовать дидактические игры, картинки, игрушки, шагающие по лесенке и т. п., чтобы образно показать повышение и понижение мелодии.

  1. Попевка «Скок- поскок»

Скок, скок, поскок,

Молодой дроздок,

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Нисходящую, поступенную мелодию  я показываю движением вниз игрушкой птички или небольшой картинкой с её изображением. Этот способ подходит для малышей. В старшем возрасте мы с детьми стараемся использовать движение ребром ладони вверх, вниз, в одной плоскости. Это объясняется тем, что в этом возрасте дети уже должны пытаться петь по элементарному дирижерскому жесту.

  1. Попевка «Зимние забавы»

Я на горку поднимусь (поступенное движение вверх)

И на саночках скачусь (поступенное движение вниз)

(Для наглядности можно использовать зимнюю картинку с катанием с горы)

  1. Сказка «Лесенка» (Автор В. Шейн)

В одной деревне жили - были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке. На нижней ступеньке сидел Щенок и пел свою песенку«Гав-гав!»(дети поют на ре1,показываем рукой в одной плоскости этот звук )На второй устраивался зеленый Лягушонок и радостно квакал. Вот так«Ква-ква!» (дети поют ми1, рукой подымаются чуть выше). На третью забирался Утенок и важно крякал«Кря-кря!»

(дети поют фа#, поднимая руку еще выше). Четвертую ступеньку облюбовал пушистый Котенок, который всегда ласково мяукал, -вот так«Мяу-мяу!» (дети поют соль1, поднимают ладошку еще выше) А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок, и он высоко пел«Чирик-чирик!»(дети поют ля1) Так сидели они каждый вечер и пели. Получалась у них вот такая песенка. Все поют песенку. (Гав-гав,Ква-ква, Кря-кря. и т. д., движением руки поступенно вверх мы визуально закрепляем восходящий тетрахорд. То же самое можно сделать сверху-вниз.)

свернуть

Упражнения на развитие певческого дыхания

Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий (вдох, задержка дыхания, выдох). Эти навыки прививаются постепенно в процессе игр и упражнений:

 

  1. «Не погаси свечу».

Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил. (Вдох и медленный выдох мы показываем руками)

  1. «Надуваем шарик!»

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.

  1. «Душистый цветок!»

На солнечной полянке расцвел прекрасный цветок, подносим его к носику (руки соединяем ладошками вверх, будто держим бутон цветка и подносим ко рту) и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом, плечи спокойные.

Далее можно попросить детей подуть на каждый лепесток цветка (пальчик ладони):

  • Для этого мы делаем глубокий вдох (руки поднимаем снизу вверх и подносим ладони ко рту), а затем коротко выдыхаем на каждый пальчик (на звуки {с}, {ш}, {ф}). Это тренировка короткого дыхания при пении на staccato;
  • Можно попросить детей подуть на цветок, но не до конца, а, задержав дыхание, выдуть до конца весь воздух (на звуки с, ш, ф,) Это тренировка гортани и диафрагмы на удержание воздуха.
  1. «Петушок»

Дети стоят прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги врозь. Проговаривают стихотворение, выполняя наклоны головы вправо, влево:

Петя, Петя, Петушок

Целый день учил стишок.

(Наклоны головы вперед-назад):

А запомнил он строку

Лишь одну: (вдох) «Ку-ка-ре-ку!»

На вдох, сделанный через нос, медленно поднимают руки вверх; задерживают дыхание; затем хлопают руками по бедрам, произнося на выдохе: «Ку-ка-ре-ку!»

  1. «Комарик»

Дети машут кистями рук и произносят звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.

Развитие динамики я показываю дирижерским жестом снизу-вверх от тихого к громкому. Затем можно повторить тоже самое, делая движение руками вместе с детьми.

6.«Лягушки»

Я  читаю стихотворение по строке или фразе при этом дирижирую. Дети повторяют за мной. На слово «ква» дети делают энергичный выдох. При этом детям нужно показать движением рук «вверх» на вдох (заранее) и «вниз» - выдох.

Мы лягушки-кваксы,

Ночь чернее ваксы….

Шелестит трава. (вдох)

КВА!

Красным помидором

Месяц встал над бором,

Гукает сова…(вдох)

КВА!

Под ногами кочки,

У пруда цветочки.

В небе – синева (вдох)

КВА!

Месяц лезет выше,

Тише, тише, тише,

Чуть-чуть-чуть,едва: (вдох)

КВА!

  1. «Музыка дышит»

Под звучание любого вальса мы делаем равномерные вдох и выдох. Я дублирую  движением руки «вверх» и «вниз» и показываю детям вдох и выдох. На усиление звучания - вдох, на ослабление звука – выдох. Ладони лежат на животе – почувствовать как живот «идет вперед» на вдохе, а на выдохе возвращается. Другой вариант, когда Я и дети показываем движением руками «вверх» свой вдох и «вниз» - свой выдох.

  1. «Капели»

Пропеваем под моё дирижирование гласные звуки на любую не сложную мелодию, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе) разными штрихами staссato и legato. Вдох показывается совместным движением руки моей и детей вверх.

Кап, кап, кап –

Капают капели. (а-а-а пропеваем отрывисто).

То весна к нам пришла,

Птички прилетели,

Птички прилетели –

Песенки запели.

А-а-а-а-а (поём протяжно).

свернуть